О сертификации

Сертификация специалистов в области управления проектами

Отличительной чертой успешных организаций является наличие системы развития и оценки компетенций своих сотрудников. Особое место в этой системе занимает задача формирования управленческого резерва, от которого в значительной степени зависит будущее компании. Понимание процессов управления, знание современных методик, а также наличие навыка организации проектной команды и способности обеспечить достижение поставленной цели, являются необходимыми компетенциями руководителя проекта.

В мире насчитывается множество ассоциаций занимающихся развитием компетенций в управлении проектами, но лидирующие позиции занимают две – International Project Management Association (IPMA) и Project Management Institute (PMI)®. Систематизация знаний, определение бизнес-процессов, формирование подходов к оценкам членов проектной команды вот только небольшой список вопросов, ответы на которые отражены в многочисленных работах ассоциаций.

Project Management Institute (PMI)® – профессиональная ассоциация по управлению проектами, объединяющая более 500 тыс. человек, была основана в 1969 году в США и на сегодняшний день имеет свои отделения более чем в 180 странах мира. В России ассоциация имеет шесть филиалов, крупнейшим из которых является Московское отделение PMI. Целью ассоциации является объединение и сертификация профессионалов, связывающих свою деятельность с управлением проектами и представляющих широкий круг отраслей. Одной из самых известных публикацией ассоциации является Свод знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®Guide PMI), в котором представлена процессная модель управления проектами и лучшие практики управления проектами.

Советы как подготовиться к сертификации

International Project Management Association (IPMA) была образована в 1965 году в Швейцарии. Задачей ассоциации являлось объединение специалистов в области управления проектами с целью обсуждения проблем и поиска решений в данной области. В настоящее время ассоциация имеет представительства более чем в 50 странах мира и насчитывает более 190 тыс. сертифицированных специалистов в области управления проектами. В России национальным представителем IPMA с 1991 года является Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ». Под эгидой ассоциации опубликованы многочисленные труды ведущих специалистов и практиков, жизнь которых неразрывно связана с управлением проектами, программами и портфелями проектов. Систематизация опыта и лучших практик членов ассоциации стала основой ICB (International Competence Baseline) и послужило определением подходов к оценке и сертификации специалистов. Российской ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ» на основе ICB было подготовлено издание по Национальным требованиям к компетенции специалистов по Управлению Проектами (НТК).

Вниманию всех соискателей сертификата PMP© PMI: изменения в содержании экзамена!
В начале 2016 года PMI® меняет содержание экзамена на сертификат PMP.

11 января 2016 года - последний день когда можно будет сдать экзамен по текущим правилам. Все последующие экзамены будут проводиться по новым требованиям.

Изменения внесены на основании очередного исследования ожиданий от проектных менеджеров (Role Delineation Study (RDS)) и отображены в описании экзамена (Exam Content Outline). Пять основных областей деятельности проектных менеджеров остались прежними, изменились некоторые задачи внутри областей Инициация, Планирование, Выполнение, Мониторинг проекта.

Область 1

Инициация проекта
3 задачи добавлено – задача 2, задача 7, задача 8

Область 2

Планирование проекта
1 задача added – задача 13

Область 3

Выполнение проекта
2 задачи добавлено – задача 6, задача 7

Область 4

Мониторинг и контроль проекта
2 задачи добавлено – задача 6, задача 7

Область 5

Закрытие проекта
Ни одной задачи не добавлено

С 1 декабря 2015 года будут внесены также изменения в программу контроля профессионального развития сертифицированных специалистов (Continuing Certification Requirements (CCR) program). Изменения затрагивают формы и порядок учета единиц профессионального развития (PDU) в соответствии с концепцией Треугольника Талантов PMI®.

Треугольник Талантов PMI® определяет идеальный набор как комбинацию технических компетенций, лидерских компетенций, стратегических и бизнес компетенций менеджмента (technical,leadership, and strategic and business management expertise).

Стоит отметить, что стратегические и бизнес компетенции менеджмента наиболее полно раскрываются в концепциях Системного и Стоимостного инжиниринга, а от technical expertise один шаг до Проектного инжиниринга.

Все грядущие изменения внесены в программы курсов и учебные материалы Университета. Наши слушатели встречают будущее с нужными знаниями!


Подготовка к сертификации в профессиональных сообществах

Код курса Название курса
М004-A Базовые знания в области управления проектами
М004-B Управление заинтересованными сторонами и ресурсами проекта
М004-C Управление закупками
М004-D Управление рисками
М004-E Прикладные задачи области управления проектами
Подготовка специалиста к сдаче сертификационного экзамена PMI®, что включает в себя освоение слушателями основных терминов, базовых знаний и сведений о лучших практиках по управлению проектами, необходимых для эффективной работы в проектах при любой форме организации и на любых ролях.
CO8 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ПО СТАНДАРТАМ IPMA/СОВНЕТ. ПОДГОТОВКА К СЕРТИФИКАЦИИ
Курс разработан на основе требований и содержания стандарта «Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов» (НТК) Российской ассоциации управления проектами СОВНЕТ (NCB-SOVNET National Competence Baseline).

Подход к сертификации IPMI (СОВНЕТ)

При оценке специалистов IPMA (СОВНЕТ) использует 4-х уровневую модель сертификации (Level A, B, C и D). Каждый из уровней сертификации ориентирован на оценку знаний и навыков в конкретной области управления – портфель, программа либо проект. На всех уровнях сертификации соискателю будет необходимо ответить на прямые вопросы, написать эссе на свободную тему (например, описание процесса) и выполнить интеллектуальное задание (например, разбор мини-ситуации). Уровни A, B и C дополнительно включают в себя командную работу над проектом и интервьюирование соискателя. Ниже представлено краткое описание каждого из уровней сертификации и основные требования к соискателю:

  • Certified Project Director (IPMA Level A) – Сертифицированный директор проектов: высший уровень для профессионалов – обладатель способен руководить всеми портфелями проектов организации и имеет минимум 5-летний опыт управления проектами, программами и портфелями.
  • Certified Senior Project Manager (IPMA Level B) – Сертифицированный управляющий проектами: менеджер способен управлять комплексными проектами; требуется 5-летний опыт управления проектами, из которых не менее 3-х лет – в качестве ответственного за руководство и управление сложными проектами.
  • Certified Project Manager (IPMA Level C) – Сертифицированный профессионал по управлению проектами: профессиональный менеджер проекта; необходим опыт управления проектами не менее 3-х лет, включая несложные проекты;
  • Certified Project Management Associate (IPMA Level D) – Сертифицированный специалист по управлению проектами: базовый уровень сертификации – специалист обладает достаточным уровнем знаний во всех областях управления проектами, чтобы выступать в качестве члена команды управления проектом, администратора проекта.
Более подробную информацию по формату проведения сертификации и условиям допуска можно прочитать в следующем документе, опубликованном на официальном сайте «СОВНЕТ».

Отзывы о пройденной сертификации

Григорий Ципес, первый сертифицированный консультант по управлению программами и портфелями проектов (PPMC IPMA®): «Это был очень интересный опыт. Если говорить об экзаменационной части, то на мой взгляд, особой сложности для практикующих консультантов она не представляет. Я склонен поставить это в заслугу авторам стандарта. Лаконичное и емкое изложение материала по ключевым, действительно важным элементам компетентности консультанта по управлению проектами позволяет с одной стороны чётко понять подход авторов к сертификации и, с другой стороны, осмыслить и структурировать свой собственный опыт в этой области.
Гораздо сложнее и интереснее вторая часть экзамена - собеседование. Разговор с опытными асессорами (которые и сами обладают огромным опытом консультирования) - это возможность проверить качество своих решений, хотя бы и на примере одного проекта. Но здесь не будет никаких скидок на опыт, послужной список, регалии и прочее. Но разве не в этом смысл сертификации - получить объективную оценку своей профессиональной компетентности?»(текст скрыть)
Источник: www.sovnet.ru


Подход к сертификации PMI®

В отличие от IPMA американская ассоциация PMI® при оценке уровня знаний специалистов использует только тестовый формат защиты с большим количеством вопросов. Вместе с тем, сертификация PMI® ориентирована на большее количество специалистов проектной команды и предлагает восемь различных сертификаций. Ниже представлена краткая характеристика сертификаций PMI®:

  • Project Management Professional (PMP) – Профессионал в управлении проектами – это степень в области управления проектами, доступная для специалистов из различных отраслей. Получив степень PMP, вы становитесь членом самого крупного и престижного сообщества сертифицированных специалистов в области управления проектами.
  • Certified Associate in Project Management (CAPM) – Сертифицированный специалист по управлению проектами – это практик в управлении проектами, продемонстрировавший основные знания, а также умение применять в проектах инструменты и методики проектного управления. Как член команды проекта, САРМ обычно обращается за руководством, наставлениями и одобрением к более опытным практикам управления проектами.
  • Program Management Professional (PgMP) – Профессионал в управлении программами – определяют и координируют ресурсы между проектами программ, в их задачи входит постоянная корректировка содержания программ в соответствии со стратегическими бизнес-целями компании. Менеджеры программ принимают решения по инициации проектов, назначению менеджеров проектов, поручают им управлять стоимостью, расписанием и эффективностью проекта, в то время как сами обеспечивают успех всей программы.
  • Portfolio Management Professional (PfMP) – Профессионал в управлении портфелями проектов – ответственный за исполнение процессов управления портфелем проектов, управление коммуникациями во время исполнения портфеля проектов и выдачу рекомендаций по действиям. В то время как руководители проектов и программ ответственны за «правильное выполнение работы», эта сертификация идеальна для тех, кто несет ответственность за обеспечение «выполнения правильной работы» организации.
  • PMI® Agile Certified Practitioner (PMI-ACP) – Сертифицированный специалист-практик PMI по методам Agile.
  • PMI® Project business analysis (PMI-PBA) – Сертифицированный специалист по бизнес анализу – ответственный за работу с заинтересованными сторонами, формирование бизнес-требований и оценку результатов проекта.
  • PMI® Risk Management Professional (PMI-RMP) – Профессионал PMI® в области управления рисками – риск-менеджер – эксперт в управлении проектными рисками, их идентификации, предотвращении угроз, капитализации возможностей на основе имеющегося общих знаний и практического участия во всех иных областях проектной деятельности.
  • PMI® Scheduling Professional (PMI-SP) – Профессионал PMI® в области календарного планирования – должен уметь разрабатывать, поддерживать и анализировать расписание проекта, а также представлять отчет и информировать членов команды проекта о состоянии расписания проекта.
    Более подробную информацию по формату проведения сертификации и условиям допуска можно прочитать в следующем документе, опубликованном на официальном сайте PMI.

Отзывы о пройденной сертификации

Ардатов Александр Юрьевич, PMP
Начальник отдела по разработке программных продуктов, Quest Software Inc., г. Санкт-Петербург
Экзамен сдал 16 апреля 2010 г. с первого раза.
Подготовка:
Готовился к экзамену не спеша и довольно долго. Начал с того, что окончил вечерние курсы по PMBOK и по подготовке к сдаче экзамена (www.pmi.spb.ru). На них мы прошли все разделы PMBOK, а так же темы, которые в него не входят. Потом был новый год, а за ним подготовка: очень внимательное прочтение PMBOK с параллельным проходом по материалам курса. Прошел все тесты и упражнения, которые я получил на курсах. Разобрался во всех скользких для меня моментах.
Использовал при подготовке схему процессов, которую нарисовал наш коллега Константин Трунин (http://blog.trunin.com/2009/07/vsya-shema-processov-upravleniya.html). Схема не полная, но ей удобно пользоваться для того, чтобы быстро вспомнить какой процесс имеет какие входы/выходы/инструменты. Спасибо ему за ее создание.
К концу подготовки я знал все процессы с их входами, выходами и инструментами, а так же понимал, как все процессы связаны между собой и как они взаимодействуют друг с другом.
Перед экзаменом я взял неделю отпуска, которую посвятил упражнениям из материалов курса.
Книги от Риты и тесты из интернета - не использовал. Совсем.

Сдача:
Сдавал экзамен с использованием русского языка. Как уже тут писали, перевод вопросов – адекватен, но все же попадались вопросы, где AC называли освоенным объемом, а PV – бюджетом проекта. Так что, параллельный просмотр английского варианта помогает убрать все неоднозначности. С другой стороны перевод позволяет быстро сосредоточиться на сути вопроса, а не на процессе его перевода. Это существенно экономит время.
Было много вопросов по входам и выходам процессов, а так же по инструментам процессов – так что, знать их надо.
Так же было много вопросов по Кодексу этики. И надо сказать, весьма любопытных по своей сути. Рекомендую внимательно прочитать Кодекс перед сдачей экзамена.

В заключении:
Уровень подготовки, который нам обеспечили на курсах, был очень высоким. Пройдя все материалы и упражнения курса, я не испытывал особых трудностей с 80% вопросов на экзамене. К концу экзамена мне стало даже интересно повозиться с трудными вопросами – прочесть их еще раз и рассмотреть все варианты их решения в реальной жизненной ситуации.
Хочу отдельно поблагодарить преподавателей курсов по PMBOK в нашем городе (www.pmi.spb.ru) за их профессиональную работу и подготовку!
Желаю успехов в сдаче экзамена!

Источник: http://www.pmi.ru/